14 апреля – ИА SM.News. Для того, чтобы объективно оценивать итоги правления Битарова, необходимо понимать, что он возглавил республику в непростые времена.

Именно поэтому сухой сравнительный анализ не впечатляет. За пять лет Битарова население Северной Осетии сократилось: рождаемость снизилась на 19,9%, а смертность выросла на 12,2%. Уровень безработицы в регионе вырос с 7,9% до 15,4%. Число зарегистрированных преступлений увеличилось на 16,6%.

Однако, есть и позитивные тенденции: среднемесячная зарплата выросла на 43,2%, также на 27,8% увеличились и средние пенсии. Также поднялся индекс промышленного производства с 91,7% до 124,7%.

«Тут надо понимать еще и то, что не всё власть в республике способна делать сама. Под большой контроль попадает множество отраслей бизнеса. Поэтому здесь проявлять самоволие – смерти подобно для тех, кто у кого власти. А так, в целом, мне кажется, что в республике стало лучше жить за последние 5 лет. Учитывая, что в целом в России ситуация стала хуже, поэтому многие жители нашего региона этого не замечают», — журналист Дэвид Мамедов.

На протяжении последних пяти лет срока Вячеслав Битаров вместе со своей командой открыл школы и больницы, построил детские сады и дороги. Проложили трассу до Моздока, разработали план развития Беслана, проект курорта «Мамисон», открыли академию футбола, Аланскую гимназию, телекомпанию «Осетия-Ирыстон» и многое другое. На долю Битарова выпали многочисленные митинги и закрытие самого опасного для экологии Северной Осетии завода — «Электроцинк».

Если сравнивать первый год работы Битарова и последующие, то ухудшение репутации главы республики проглядывается четко. Несмотря на действительно продуктивную работу, осетинское общество раскололось на два фронта.

В начале карьеры Битарова поддерживало большинство, даже скептически настроенные жители региона. Креативная команда создавала образ Битарова – как взрослого, мудрого и сильного руководителя, нацеленного на оздоровление Осетии от

коррумпированных работников здравоохранения и чиновников.

Без предупреждения новый глава республики мог посетить местные больницы, поговорить с пациентами, врачами, чтобы лично услышать из первых уст о реальных проблемах и принять решение.

Битаров неожиданно смог запустить челлендж в сети, когда кто-то снял видео, где 55-летний глава республики бодро подтягивается на перекладине. Ролик мгновенно стал вирусным. Молодежь, спортсмены и даже пожилые люди стали размещать видео, где подтягиваются под хештегом #делайкакбитаров.

Безусловно, это была отличная работа пресс-службы команды Битарова.

Однако, позже, когда информационной политикой занялись другие специалисты, популярные челленджи сменились мемами и фотожабами. Тональность главного менеджера Северной Осетии также изменилась принципиально. Правительство больше не заботила политика открытости, лояльность СМИ. Отчасти и потому, что в наличии имелось фактически ручное спутниковое национальное телевидение, а с львиной долей агентств удалось «договориться». Более того, порой пресс-секретари министерств и ведомств региона не разговаривали с представителями независимых СМИ без одобрения нового руководителя пресс-службы главы и правительства.

Без того сложные отношения с населением особенно раскалил ковид, который захватил весь мир. После сообщения о необходимой самоизоляции свободолюбивые и горячие осетины вышли на площадь Свободы, выступая против карантина и за отставку Битарова. Успокаивать народ, глава (который, кстати, находился уже в зоне риска заражения ковидом) вышел без маски. Это заставило митингующих еще сильнее усомниться в правдивости коронавируса. Перманентно над политиком, коряво говорящим по-русски, подшучивали в сети, где систематически появлялись вырванные из контекста неграмотные фразы. Теперь Вячеслав Битаров покинул пост главы, на его место пришел первый в истории Северной Осетии силовик. Подобный факт настораживает многих журналистов и не безосновательно.

«Назначение Сергея Меняйло – это тревожный знак. Я последователь того, что в Осетии сильная рука не нужна. Присутствие силовика у руля, на мой взгляд, серьезно подорвет фундаментальные основы осетинского общественно-политического бытия и это не есть хорошо. Потому что это определенные тектонические сдвиги, которые не сыграют на руку осетинской национальной идее. Национальной идее, которая формировалась еще с начала 90-х годов, еще при президенте Ахсарбеке Галазове. Теперь здесь появляется Сергей Меняйло и не играет роли, выходец он из Осетии или нет. Потому что российская политическая реальность такова, что силовик фактически уже никогда не имеет национальности. В первую очередь это российский государственник, который будет блюсти интересы Центра любой ценой. Соответственно, осетинская национальная идея в повестке государственника даже не под 18 номером. Скорее всего ее там не будет вовсе. Потому что сознание нашего силовика сегодня полностью заточено под режим унитарности. Силовик во главе Северной Осетии — это иллюстрация того, на что заточен федеральный центр в отношении нашей республики», — подчеркнул журналист-политолог Руслан Тотров.